Икона положения Ризы Господней

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном - они ясно различаются в Священном Писании: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий" (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией - Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. "ЖМП", 1977, № 9, с. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи'ца (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.





О шахе Аббасе Первом

из Царского Титулярника 1672 года. Л.208
В Персидском государстве государствуют шахи. В прежние лета были шах Томаз, а на ево место сын ево Худобендей, а после ево сын ево, Аббас шах, а после Аббас шаха внук ево Сефий шах, а после ево сын ево Аббас шах, а ныне сын ево Сулейман шах.
И с Великими государи цари и великими князи Российскими Персидские шахи в ссылках.
А Великого государя в грамотах к ним пишут татарским письмом на александрейской большой и середней бумаге.
Бога единаго безначальнаго и безконечнаго, невидимаго и неописаннаго, страшнаго и неприступнаго, превыше небес пребывающаго, живущаго во свете неприступнем, владущаго силами небесными, и единым безсмертным словом премудрости своея Господем нашим Иисусом Христом видимая и невидимая вся сотворившаго и животворящим и божественным духом вся оживляющаго, и недреманным оком на землю призирающаго, и всяческая на ней устрояющаго, и утешения благая всем человеком подавающаго. Его же трепещут и боятся небесная, и земная и преисподняя. Того Единаго Бога нашего в Трёх лицех прославляемого и во единстве покланяемого, утвердившыго нас скифетр держати православия, Его же милостию и неизреченным промыслом живём и движемся и величеству Его славу возсылаем. Мы, Великий государь царь и великий князь Алексей Михайловичь Всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, Московский, Киевский, Владимерский, Новгородцкий, царь Казанский, царь Астараханский, царь Сибирский, государь Псковский, и великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли (Черниговский), Резанский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всеа Северныя страны повелитель и иных многих великих государств и земель восточных и западных и северных отчичь и дедичь и наследник и г8осударь и обладатель - Восточного предела высокостолпнейшего места превысочайшие и прехвальные степени великоздержательную власть древних Великих государей, Персидцких царей приимшему превознесенную честь, яко рог инорога достигшему и в величестве чести превосходящему, многим мусульманским родом повелителю, Персидцкие и Ширванские земли начальнику, брату нашему, Великому государю шах Сулейманову величеству любительное поздравление.
Л.208 об.
А к Великим государем царем и великим князем российским персидские шахи в грамотах писали и ныне пишут фарсовским письмом.
Опубликовано: Царский Титулярник: в 2 кн. - М.: Культурно-просветительный фонд имени народного артиста Сергея Столярова. Кн.2: Тексты, исследование, комментарии / (Под общ.ред. Ю.М.Эскина.). - 196 С.106-107

Шах Ирана из династии Сефевидов, правивший в 1588—1629 гг. Род. 27 янв. 1571 г. † 19 янв. 1629 г. Сын Мухаммада Худабанды.

В детстве маленький Аббас считался номинальным правителем Хорасана. В действительности этой обширной провинцией управлял его наставник (лялэ) вождь племени шамлу Али-Кули-хан, действовавший на пару со своим союзником Муршад-Кули-ханом Устанджлу. Царствование Мухаммада Худабанды было заполнено смутами и мятежами. Кызылбашские племена устанджлу и шамлу тоже находились в числе непокорных. Еще в 1578 г. они отказались вернуть Аббаса родителям под предлогом того, что во дворце их воспитаннику угрожает опасность. Позднее шамлу и устанджлу начали с Мухаммадом открытую войну и в 1587 г. провозгласили Аббас-мирзу шахом. Большая часть кызылбашских племен поддержала их. Вскоре в руки мятежников перешел Казвин. Покинутый всеми Мухаммад Худабанда умер в том же году. Возводя своего воспитанника на престол, Али-Кули-хан и Муршад-Кули-хан думали, конечно, не об Аббасе, а только о личной власти. Но, добившись своей цели, прежние союзники рассорились. Муршад-Кули-хан одолел соперника, но затем Аббас-шах отделался от его стеснительной опеки посредством убийства и стал единолично править государством.

Состояние Ирана в начале царствования Аббаса было очень тяжелое. Узбеки овладели всем Хорасаном с городами Мервом, Гератом, Мешхедом и Нишапуром (1587—1588). Восточную Армению, Азербайджан и западную окраину Ирана занимали турки. Население было разорено. Множество людей угнано в рабство. Шли постоянные междоусобицы кочевых племен. То и дело вспыхивали народные восстания. Молодой шах начал свое правление с укрепления центральной власти. В 1588—1589 гг. он подавил восстания Шах-Верди-хана, владетеля Луристана, царевича Рустам-мирзы в Систане, кызылбашского племени зулькадар в Фарсе и кызылбашского племени афшар в Кирмане. Чтобы обезопасить себя от нападений с запада, Аббас заключил в 1590 г. тяжелый Стамбульский мир с турками, по которому к Османской империи отошли вся Грузия, Армения и Азербайджан с Тебризом, а также значительная часть Луристана. Но зато теперь шах мог более успешно действовать против непокорных вассалов. В 1592 г. он разбил правителя Гиляна Бийэ-пиша и обратил Гилян в свой домен (хассе). В 1596 г. восстал сейд Мубарак в Арабистане. Разгромив его, Аббас предпринял поход в Мазандаран, низложил четыре династии местных правителей и также превратил эту область в свой домен. Вслед за тем он выступил на восток и в 1597 г. под Гератом наголову разбил армию узбекского хана, который бежал за Аму-Дарью. Весь Хорасан и область Герата вновь вошли в состав Ирана. Впоследствии (в 1623 г.) Аббас занял Кандагар и дошел до Балха.

Упрочив свое положение внутри страны, шах начал готовиться к войне с Турцией и предпринял для этого реорганизацию армии. В 1598 г. были учреждены регулярные войска в составе 12-тысячного корпуса стрелков (туфенгчи) и 10-тысячного корпуса конницы (гуламы). Гуламы комплектовались наподобие янычарских частей в Турции: дети грузин и других кавказских народов отбирались малолетними от родителей, обращались в мусульманство и воспитывались в Иране. Туфенгчи комплектовались путем наборов из иранского населения. Наряду с регулярными войсками продолжала существовать кызылбашская конница, но число мулазимов, получавших жалование от казны, сократилось с 60 тысяч до 30 тысяч. Еще 45 тысяч ополченцев могли быть набраны в случае нужды среди других тюркских и таджикских племен, а также курдов. В противовес кызылбашским племенам шах создал особую военную организацию, игравшую роль шахской гвардии и получившую название "шахсевены" — любящие шаха.Помимо усиления армии эти реформы имели своей целью также укрепление центральной власти, поскольку к концу XVI в. кызылбашские племена сделались источником смут и всяческих беспорядков. В том же направлении проводились административные реформы. Чтобы ограничить власть правителей провинций — беглербеков (на эти должности назначались обычно главы кызылбашских племен), Аббас окружил их назначаемыми из центра чиновниками. При каждом беглербеке теперь находился джанишин — заместитель, следивший за его действиями и доносивший о них в центральный диван. С первых лет своего правления Аббас стал опираться на влиятельную прослойку чиновничества, которое почти сплошь состояло из персов. Вообще иранские элементы, и в том числе персы, начали занимать при Аббасе I более видное, чем прежде, положение и постепенно стали оттеснять от власти тюркскую знать. В 1597 г. столица была перенесена из Казвина в Исфахан — город с преимущественно персидским населением.

Шах заботился о создании благоприятных условий для развития внутренней и внешней торговли. По его приказу принимались энергичные меры по обеспечению безопасности на торговых дорогах, по борьбе с грабежами и злоупотреблениями, строились караван-сараи, ремонтировались старые и прокладывались новые дороги (из них особенно выделялась большая дорога вдоль южного побережья Каспийского моря в Мазандаране протяжением около 270 км). С целью обеспечить свое господство на Персидском заливе и открыть через него дорогу торговле шелком Аббас в 1601—1602 гг. захватил Бахрейнские острова.

В 1603 г., воспользовавшись тяжелым внутриполитическим положением Турции, которая была ослаблена междоусобиями, Аббас начал против нее успешную войну. В течение нескольких лет иранские войска заняли Азербайджан, Армению, Восточную Грузию, Курдистан, Луристан, а также Мосул и Дийарбакр. После долгих переговоров в 1613 г. в Стамбуле был заключен мир, по которому Иран сохранил все свои завоевания. Турки попытались отвоевать потерянное, и уже в 1616 г. ирано-турецкая война возобновилась. Но нападение на Тебриз было отбито. Условия Стамбульского мира остались неизменными. В 1623 г., воспользовавшись антитурецким восстанием в Багдаде, Аббас осадил и взял этот город, а затем захватил весь Арабский Ирак и Басру. В том же году при поддержке англичан иранцы овладели островами Ормуз и Кешм в Ормузском проливе, до этого принадлежавшими португальцам. Аббас велел разрушить укрепления Ормуза, а торговый центр перенести на материк в Гомбрун, переименованный в Бендер Аббас ("гавань Аббаса"). Через этот порт началась интенсивная торговля с Англией шелком-сырцом.

Умер Аббас в январе 1629 г. от дизентерии.

 

 


Растленье душ и пустота, 
Что гложет ум и в сердце ноет... 
Кто их излечит, кто прикроет? -
Ты, риза чистая Христа...

Ф. И. Тютчев 1857г.

2003 Создано по благословению протоиерея Алексия Павлова