Икона положения Ризы Господней

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном - они ясно различаются в Священном Писании: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий" (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией - Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. "ЖМП", 1977, № 9, с. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи'ца (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.





К завершению строительства Ильинской церкви Скрипины получили от патриарха Иосифа и царя Алексея Михайловича редкий и очень ценный дар, который показывает, какой известностью и авторитетом при московском дворе пользовались братья, - частицу Ризы Христа. В честь этого "пребогатого сокровища" Скрипины пристраивают к Ильинскому храму особый придел Положения Ризы Господней.
Эта реликвия имела особое значение в русской истории XVII в. В 1625 году посол персидского шаха Аббаса Оругамбек торжественно вручил в Москве патриарху Филарету и царю Михаилу Фёдоровичу золотой ларец. где находилась "часть некоторая полотняная, как бы красновата, соткана из льну". Посол сообщил, что это часть Ризы Христа, обретённая в 1613 году в Грузии, в ризнице митрополита, во время завоевания страны персами. По преданию, Ризу Христа привёз в Грузию из Иерусалима мцхетский раввин, которому она досталась от воина, выигравшего её по жребию при Распятии Спасителя. Сестра раввина Сидания приложила Ризу Христа к груди и, не выпуская её из рук, скончалась. Девушку похоронили вместе с драгоценной святыней в царском саду. Позже, в IV веке над её могилой был возведён кафедральный собор - Светицховели. В XIII веке во время нашествия на Грузию Чингисхана, Риза Христова была вынута из земли и положена в Мцхетский собор.
Своим даром шах Аббас намеревался скрепить дружественные связи с Россией, важные для обеих сторон. Подлинность Ризы была засвидетельствована на совете у патриарха представителями греческой и русской церкви, а затем священную реликвию торжественно положили в Успенском соборе Московского Кремля. В первое время от Ризы могли в особых случаях отделять частицы для передачи в другие храмы и города. но в 1681 г., при патриархе Иоакиме, соборным постановлением было утверждено "впредь такого пребогатого сокровища не разделять". (Позднее исключение было сделано для новой столицы - Санкт-Петербурга: частицы Ризы были положены в Петропавловский собор и церковь Спаса Нерукотворного Зимнего Дворца).
В церкви Илии Пророка частица Ризы хранилась в двух серебряных ковчегах - большом и малом. Летом ковчег находился в алтаре центрального храма, под резной сенью. а зимой - в Покровском приделе. В Ризоположенский придел он ставился только на храмовый праздник, 10 (23) июля. Ковчег с частицей принимали ежегодно Ризы для совершения моления в ярославских храмах, в торговых рядах и даже в частных домах.
Бусева-Давыдова И. Л. Рутман Т. А. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. М.: Северный Паломник, 2002. - 104 с.: илл. С.11-12

Позднее, уже по распоряжению царя Алексея Михайловича, в возводившийся Скрипиными Ильинский храм была передана редчайшая церковная реликвия - частица Ризы Господней, в честь этого "пребогатого сокровища" храмоздатели построили шатровый Ризположенский придел. Этот дар имел большое значение не только для прихода Ильинской церкви, но и для всего ярославского посада. тем более, что в 1681 г. при патриархе Иоакиме специальным соборным постановлением было запрещено вновь отделять частицы от Ризы Господней.
350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле. (1650-2000 гг.) Статьи и материалы. - Ярославль: Александр Рутман, 2001.-220 с., с9.


9 февраля 2008 года, в канун празднования Собора новомучеников и исповедников Российских в град Михаила Архангела будет принесена древняя святыня – крест-мощевик с частицей ризы Господа Иисуса Христа и частицами святых мощей 21-го святого. Древняя реликвия помещена в специально изготовленный крест, который будет торжественно освящен в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре. Согласно надписям в центре креста-мощевика помещена частица Ризы Господней («Спасителева Риза Алексея Митрополита»). Эта, воистину, богохранимая святыня не претерпела ни музейного пленения, ни осквернения в годину лютых гонений. Многие годы благоговейно сохранялась она в семье православных христиан во Владимирской области. Вероятнее всего, желая сберечь святыню от поругания, ее благочестивые обладатели сокрыли ее среди домашней утвари. Известно то, что в 70-е годы XX века благочестивая прихожанка передала священнику местного прихода протоиерею Димитрию Нецветаеву старинную утварь, среди переданной утвари находился старинный самовар. В начале 80-х - конце 90-х годов он исполнял возложенное на него церковное послушание, будучи экзархом Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском. Долгое время он не привлекал к себе никакого внимания и, как позднее раскрылось, хранил святыню Самого Спасителя - частицу Ризы Господа Иисуса Христа. Имя женщины, пожертвовавшей домашнюю утварь, уже не известно, но ведомо Богу.

С 26 октября по 5 ноября 2006 года в Саратовской епархии пребывали для поклонения святыни Свято-Введенского Толгского женского монастыря Ярославской епархии: частица ризы Господней, образ Божией Матери "Толгская" и частица мощей святителя Игнатия (Брянчанинова). Частица ризы Господней была подарена царём Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом 17 июня 1650 года, она пребывала для поклонения всех притекающих к ней в храме Ильи-пророка, возведённом купцами гостиной сотни Скрипиными (Вонифатием Ивановичем и Иоаникием Ивановичем) и расписанной на средства вдовы Вонифатия Ивановича - Улиты Макаровны. Под спудом придела во имя святых мучеников Едесских Гурия, Самона и Авива под могильной плитой из известняка покоятся тела храмоздателей, 8 представителей рода Скрипиных.
Игошев В. В. Риза Господня в серебряном ковчеге из ярославского храма Ильи Пророка // ИХМ . - Вып. 8 . - 2004 . - С. 253-259


"Одним из самых значимых событий прошедшего года стала передача Церкви частицы Ризы Христовой, хранившейся в Музеях Московского Кремля, которая состоялась 19 ноября 2007 года, во время встречи в Кремле Святейшего Патриарха Алексия и участников торжеств, посвященных 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. Святейший Патриарх отметил огромную важность акта возвращения великой святыни и сообщил, что отныне она будет храниться в кафедральном соборе Москвы — Храме Христа Спасителя — и к ней, как и в прошлом, во множестве смогут приходить люди, дабы воздавать ей должное почитание и получать духовную поддержку.

"http://www.patriarchia.ru/data/032/416/1234/53-58.pdf -

На Кубань будет доставлен Крест с частицей Ризы Господа нашего Иисуса Христа

По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора 20 ноября на Кубань из Архангельской епархии будет доставлен Крест с частицей Ризы Господа нашего Иисуса Христа.

В Кресте также находятся частицы мощей святых угодников Божиих: Иоанна Златоуста, Георгия Победоносца, Иоанна Дамаскина, великомученика Иакова Персиянина, Иоанна Кущника, целителя Пантелеимона, мученицы Ирины, мц. Агафии, Григория Нисского, мч. Трифона, мч. Нестора, мц. Христины, мц. Параскевы, свщмч. Василия Амасийского, вмц Марины, прп. Сампсона Странноприимца, мч. Андриана, прп. Моисея Мурина, прп. Николы Святоши, прп. Дамиана Целебника, мц. Евфимии.

До 19 октября святыня будет по очередности находиться в храмах г. Краснодар, затем до 27 января 2009 года будет доставлена в храмы 33 городов, станиц и населенных пунктов, находящихся в Екатеринодарской епархии.

Крест изготовлен из серебра. Он состоит из основного корпуса с бортиками и внутренними переборками, в который помещены мощи святых. На лицевой стороне изображено Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. Вверху изображен Господь Саваоф с нимбом в виде ромба. На тыльной стороне — надписания святынь, помещенных в крест. Согласно надписям в центре креста-мощевика помещена частица Ризы Господней (Спасителева Риза Алексея Митрополита).

Примечательна история Святыни. В годы гонениий на Церковь при Советской власти святыня благоговейно сохранялась в семье православных христиан в Костромской области. Желая сберечь святыню от поругания, ее благочестивые обладатели спрятали ее среди домашней утвари. В 70-е годы XX века благочестивая прихожанка передала священнику местного прихода протоиерею Димитрию Нецветаеву старинную утварь, среди которой находился самовар. Долгое время он не привлекал к себе никакого внимания. Однако позднее вдруг раскрылось, что он хранил святыню Самого Спасителя — частицу Ризы Господа Иисуса Христа.

Крест-мощевик был предан протоиерею Константину Нецветаеву, благочинному Северодвинского округа, настоятелю Никольского храма Северодвинска, являющегося сыном протопресвитера Димитрия Нецветаева. Было решено, что Крест с частицами Ризы Господней и мощей святых, безусловно, должен посетить Русскую Голгофу — Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь и быть прославлен на Архангельской земле. В январе 2007 года для мощевика по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в городе Северодвинске, руками корабелов предприятия «Звездочка» был изготовлен особый крест-кивот. В центр этого креста и был помещен древний мощевик.

9 февраля 2008 г. новосооруженный крест был доставлен на Соловки и освящен. Затем его торжественно встретили в Свято-Ильинском кафедральном соборе Архангельска.

http://www.patriarchia.ru/db/text/488251.html
http://www.pravoslavie.ru/news/28262.htm
http://orthodoxkuban.com.ru/anons/1158343931-na-kuba...
http://myarh.ru/news/misc/2008/11/13/73303/Na_Kuban_...


Крест-мощевик с частицей Ризы Господней прибывает в Белгородскую епархию

3 апреля 2009 года в Белгородскую епархию прибывает Крест-мощевик с частицей Ризы Господа Иисуса Христа и частицами мощей святых угодников. Согласно утвержденному графику святыня будет находиться на территории епархии полтора месяца и посетит все районные центры области.

Вместе с частицей Ризы Господней в Крест-мощевик помещены частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика и Победоносца Георгия, преподобного Иоанна Дамаскина, святого мученика Адриана, святой мученицы Ирины, святителя Григория Нисского, мученика Трифона, мученицы Параскевы и других святых.

Многие годы святыня благоговейно сохранялась в семье православных христиан во Владимирской области. Желая сберечь святыню от поругания, ее благочестивые обладатели сокрыли ее среди домашней утвари. Известно то, что в 70-е годы XX века благочестивая прихожанка передала священнику местного прихода протоиерею Димитрию Нецветаеву старинную утварь, среди которой находился старинный самовар. Долгое время он не привлекал к себе никакого внимания и, как позднее раскрылось, хранил святыню Самого Спасителя — частицу Ризы Господа Иисуса Христа. Имя женщины, пожертвовавшей домашнюю утварь, уже не известно.

В 2006 году крест-мощевик был найден. Крест-мощевик был предан протоиерею Константину Нецветаеву, настоятелю Никольского храма Северодвинска, являющегося сыном протоиерея Димитрия Нецветаева. В январе 2007 года для мощевика по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, в городе Северодвинске руками корабелов предприятия Звездочка» был изготовлен особый крест-кивот. В центр этого креста и был помещен древний мощевик. 9 февраля 2008 г. новосооруженный крест доставлен на Соловки и освящен.

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&... и http://www.patriarchia.ru/db/text/604309.html

 


Растленье душ и пустота, 
Что гложет ум и в сердце ноет... 
Кто их излечит, кто прикроет? -
Ты, риза чистая Христа...

Ф. И. Тютчев 1857г.

2003 Создано по благословению протоиерея Алексия Павлова