Хитон Спасителя в г. Трир

 

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном - они ясно различаются в Священном Писании: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий" (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией - Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. "ЖМП", 1977, № 9, с. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи'ца (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Растленье душ и пустота, 
Что гложет ум и в сердце ноет... 
Кто их излечит, кто прикроет? -
Ты, риза чистая Христа...

Ф. И. Тютчев 1857г.





О Хитоне Спасителя
По одному христианскому преданию, Пресвятая Богородица, умелая рукодельница, соткала для маленького Иисуса хитон из мягкого, тонкого верблюжьего волоса. С детства Иисус ходил в нем и носил его всю земную жизнь.

До наших дней сохранилось два хитона, возможно принадлежащие Спасителю. Один находится в городе Аржантёй (под Парижем), другой в немецком городе Трир. Аржантёйскую реликвию считают просто туникой без шва, отрицая право церкви из немецкого города Трир называть свою реликвию Tunica inconsutilis. Ученые, однако, признают, что она является настоящей одеждой Иисуса Христа. В свою очередь сторонники трирской традиции утверждают, что аржантёйская одежда — Cappa pueri Jesu.

Споры не умолкают и по сей день.

Туника – древнеримская одежда, род рубахи, носившейся под тогой. Этот вид мужской одежды у древних греков назывался хитон – широкая свободная рубашка с рукавами из льна или шерсти (до колен или ниже). Во времена земной жизни Спасителя эта мужская одежда была очень простого покроя: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям. Наверху оставляли отверстия для рук и делали разрез для головы. Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава делались короткими или длинными. Мужская рубаха, стягиваемая поясом, отличалась сдержанностью окраски и могла быть коричневой, желтой, черной или полосатой. Если требовалась свобода движений во время работы, рубаху укорачивали, подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало готовность к действию.

Начиная где-то с XIII века аржантёйскую реликвию стали почитать и как Tunica inconsutilis (тунику без шва), которая была на Иисусе во время Его Страстей. В самом деле, эта одежда покрыта пятнами, как от крови. По легенде, в начале ІХ века хитон Иисуса подарила франкскому королю Карлу Великому защитница почитания святых икон и реликвий византийская императрица Ирина. Тогда он и был доставлен из Константинополя во Францию. Император поместил его на хранение в город Аржантёй (под Парижем), где он находится и ныне. В годы Французской революции возникла угроза существованию реликвии. После разграбления бенедиктинского женского монастыря хитон Христа в 1791 году был впервые перенесен оттуда в приход. В 1793 году его пастырь, опасаясь, что святыню отнимут и надругаются над ней, разрезал хитон на части и спрятал в разных местах. Спустя два года четыре части хитона — одна большая и три поменьше — были найдены и возвращены в церковь. Возможно, поэтому нынче у снова цельного хитона рукава только до локтей.

В 1865 году реликвия перенесена в новый аржантёйский храм. Ученые изучают святой хитон. Примерно с начала XIX века его считают просто туникой без шва, отрицая право церкви из немецкого города Трир называть свою реликвию Tunica inconsutilis. Ученые, однако, признают, что она является настоящей одеждой Иисуса Христа. В свою очередь сторонники трирской традиции утверждают, что аржантёйская одежда — Cappa pueri Jesu.

По христианской традиции, подтверждаемой старинными документами, императрица Римской империи св. равноапостольная Елена, увлеченно собиравшая христианские реликвии, отправила в свой родной город Трир (расположенный на границе с Люксембургом и в христианской иерархии того времени занимавший второе место после Рима) несколько святых реликвий, среди них и тунику Христа. Древнейшими (хотя их подлинность полностью не доказана) свидетельствами этого факта являются древняя табличка из слоновой кости (некоторые ученые датируют ее V—VІ, а другие — более ранним веком), хранящаяся в сокровищнице трирского собора, в которой речь идет о перенесении реликвий в Трир благодаря св. Елене, и «Диплом Сильвестра», который находится в древнем архиве города и был прислан Папой Римским Сильвестром I (314—335 гг., когда он занимал папскую кафедру) в трирскую церковь.

Около 1100 года — это безоговорочно доказывают документы — жители Трира были убеждены, что у них хранится одежда без шва, принадлежавшая Христу, и что эта одежда подарена св. Еленой. В Житии св. Агритиуса, епископа Трирского, написанном в ХІ веке (перед 1072 годом), упоминается о реликвиях, присланных св. Еленой Агритиусу в Трир. Из «надежной традиции предков» известно, что одно время набожный епископ Трирский хотел открыть ковчег реликвий, хранившийся в сокровищнице собора. Там находилась и одежда Господа, о которой одни говорили, что это туника без шва, а другие — что это Багряница, в которую облачили Иисуса во время Его Страстей.

Трирскую святыню из-за опасения утери, уничтожения или хищения в период непрекращающихся войн и междоусобиц тайно и тщательно прятали в разных укромных местах. Хитону Спасителя поклонялись бывавшие в Трире святитель Афанасий Великий (335 и 340 г.), святитель Мартин Милостивый (370–380), участники Трирского Собора (386).

Согласно информации, полученной в трирском соборе, в 1196 году одеяние Иисуса Христа замуровали в алтаре на восточном клиросе, где оно находилось несколько столетий.

Существует несколько версий относительно того, когда впервые извлекли из тайника и продемонстрировали молящимся трирскую святыню. Одна из них гласит, что это произошло в 1512 году по настоятельной просьбе императора Максимилиана. В документах собора значится, что хитон выставляли для обозрения и поклонения в 1891, 1933 и 1959 годах. Драгоценный ковчег помещался на возвышенном месте, а святыню для лучшего обозрения и поклонения верующим прикрепляли в вертикальном положении под стеклом. Имеются сведения и том, что святыню непродолжительное время показывали паломникам в 1996 году. Нерегулярно, несколько раз в году, без предварительного объявления или оповещения паломников, а также, не приурочивая это событие к каким-либо праздникам, служители собора разрешают молящимся войти в часовню-святилище, где с соблюдением строжайших условий хранится хитон Господа нашего Иисуса Христа. В соборной хронике имеются документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса и являлась помощь Божия многим людям, сумевшим прикоснуться к святыне или помолиться около нее.

В 1960–1975 годах трирский собор подвергся капитальной реставрации, и после этого святое одеяние стали хранить в специально построенной для этой цели часовне-святилище. В центральной части собора, справа от главного алтаря, находится специальный вход в часовню, представляющую собой двенадцатиугольный мемориал. Войти в часовню или подойти совсем близко к ковчегу со святыней невозможно, их можно только обозревать на некотором расстоянии сквозь зарешеченное стекло. Верующие и паломники молятся за решеткой у часовенного порога. Сначала их взор останавливается на золотом кресте висящем на фоне темно-синего «вечернего» неба, украшенного яркими звездами из горного хрусталя. Под крестом находится обильно украшенный драгоценностями стеклянный ковчег, в котором прячутся два других – серебряный и золотой – последовательно вставленных друг в друга. Под толстым бронированным стеклом горизонтально расстелен хитон Иисуса Христа. Кстати, в Трире его чаще называют туникой (der heilige Rock Jesu Christi).

Археологические исследования 1890 и 1891 годов показали, что «материал простой коричневого цвета ткани — судя по всему, лен или хлопок». На одежде не нашли никаких первичных швов, она цельнотканая. С виду древняя и местами словно потертая — частые белесые пятна на темной ткани. Она немного меньше аржантёйского хитона, рукава имеет тоже по локоть. Туника, от которой исходит великая благодать, словно говорит: это — одежда Христова.

В 1196 году туника Христа была торжественно перемещена архиепископом Иоганном І из часовни собора св. Николая в только что освященный им соборный алтарь. Помощник епископа Иоганн Энен сочинил в начале XVI века мессу, посвященную Tunica inconsutilis.

Наиболее известные демонстрации туники Христа состоялись в ХІХ веке. Первая — с 18 августа по 6 октября 1844 года. Огромные толпы паломников — всего более миллиона — потянулись со всех сторон в Трир. Многие чудесно исцелились. Вторая демонстрация состоялась с 20 августа по 4 октября 1891 года. Число паломников — 1 925 310. В тот год Папа
Лев ХІІІ официально провозгласил святыню как Tunica inconsutilis и дал индульгенцию ее пилигримам. В 1894 году епископ Корум, устраивавший эту последнюю экспозицию, издал перечень чудес и Божьей помощи, связанной с ними.

Что касается подлинности трирского хитона, то хранители святыни утверждают, что установить это в наши дни, спустя столько столетий, практически не представляется возможным, хотя ученые и специалисты, изучавшие в разные годы хитон, сходятся во мнении, что его возраст относится к I веку. Исследования, проводившиеся в 1890–1891 годах, свидетельствуют, что одеяние Иисуса Христа «выполнено из льняной (хлопковой) ткани коричневого цвета и на одеянии не имеется шва. Оно прошито золотыми нитями из Китая». Эти нити специально были доставлены в Трир «для обработки» святыни. Другая экспертиза показала, что на хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, который встречается на известной Туринской плащанице.

Служители собора с сожалением констатируют, что из-за длительного и часто неправильного хранения хитон Иисуса Христа стал очень ветхим: в некоторых местах, особенно в многочисленных складках, ослабли или разошлись нити. Для жителей Трира и многочисленных паломников, прибывающих сюда из Германии или из-за рубежа, святое одеяние «является символом Спасителя». И хотя верующие люди едва ли нуждаются в материальном подтверждении своей веры, но им отрадно сознавать, что почти в самом центре Западной Европы находится еще одна великая святыня, свидетельствующая о земной жизни Иисуса Христа.

Авторы: Владислав Терещенко и Анатолий Холодюк

 


2003 Создано по благословению протоиерея Алексия Павлова