Икона положения Ризы Господней

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном - они ясно различаются в Священном Писании: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий" (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией - Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. "ЖМП", 1977, № 9, с. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи'ца (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.






Растленье душ и пустота, 
Что гложет ум и в сердце ноет... 
Кто их излечит, кто прикроет? -
Ты, риза чистая Христа...

Ф. И. Тютчев 1857г.

Сказание о Ризе Господней.
Написал Николай Меньшов

Како во Иерусалиме распяли Господа нашего Иисуса Христа иудеи. И тогда обрели Ризу Его и делили на малыя части, тут же был некий воин грузинския земли, и ему досталося на делу срачица Господа и Спаса нашего Иисуса Христа,и привез он ту срачицу в грузинскую землю и не имел у себя тот воин ни жены, ни детей только у него была одна сестра и учила брата своего спрашивать где ты был братец и какая та срачица и он учал сказывать был де я во Иерусалиме, убили иудеи неведома что за человека а сказывается он, Христос, сын Божий, Иисуса де его распяли солнце померче, и земля потресеся и камение распадеся и люди многие попадали мертвы быша, а иныя глухи и слепы быша, и сестра рече ему тому воину прямо де бысть Христос сын Божий, что вы сделали убили безгрешнаго пролили кровь неповинную, взыщется кровь та на вас и на детях ваших и учала брату своему бить челом чтобы ей подарил тою срачицею Господа нашего Иисуса Христа, и тот воин подарил тою срачицаю Господа нашего Иисуса Христа, и отходя сего света та девица велела положитися в той срачице и была она погребена и лежала 66 лет да выросло на ней древо вельми красно, и с того древа шёл мир беспрестанно, и в грузях была проща велика слепым прозрение, хромым хождение и недугующим исцеление, учали грузине корыстоватся и откупили мир и стого древа преста итить и древо засохло и свалилось, и проща не почела быть, и учали грузине о том соборовать от чего проявление зачелось, и учали сказывать старыя люди которыя у старых людей слышали когда во Иерусалиме распяли Христа, и тогда воин срачицу Христове и дал сестре своей и она веровала в Него многа лет, и как веровала умерла и положили ея в той срачице и пришед грузине всем собором велели раскопывать и учали смотреть и срачица Господня 66 лет к земли недвижима ничем, и усопшая в ней аки жива лежит, и тогда дивилися и отодрали срачице четвертую часть, и учали веровать в Господа нашего Иисуса Христа, а срачицу положили в цркве сребренной украсили камением драгоценным, и воздвигли церковь и состроили срачице место и была проща неизреченная при государе нашем царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России самодержце, и как посылал государь посла Василия Карабина к кизабальскому царю и в те поры учинилась разбрань у кизабальского царя з грузинскими людьми и пущал кизабальский царь на вольною на грузинскую землю на государя нашего часть что де Бог не пошлёт то де сошлю в дарех брату своему московскому государю, и пособил ему Бог в грузинскою взять, и ту взяли срачицу Господа нашего Иисуса Христа, и прислал к Москве к государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичю, всея России в лето 7133 года февраля в 25 день, с послы своими и в те поры прислал великия дары два слона в царствующий град Москву: Конец и Богу слава. Аминь.

 

РГАДА Ф.196 Рукописное собрание Ф.Ф.Мазурина Оп.1 Ед.хр.1224 «Сказание о Ризе Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.» Лл.1-2 об. Сер.XVII века.4° (21х16) Киноварь, чернила, полуустав, филигрань лилия, инициал исполнен в старо византийском стиле.

 

 

 

2003 Создано по благословению протоиерея Алексия Павлова