Икона положения Ризы Господней

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном - они ясно различаются в Священном Писании: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий" (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией - Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. "ЖМП", 1977, № 9, с. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи'ца (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.





Свидетельство Пискарёвского летописца о даре шаха Аббаса I
1625 - "В лето 7133 во дни благочестивого царя Михаила Фёдоровича всея Руси и отца его и богомольца кир патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси дарование от бога граду нашему Москве от безбожных рук варварского языка от царя шах Абаса Кызылбычкого ризу свою богателесного погребения, еже есть хитон, многоценное богатество. И свет восия паче солнца и благодать слепым, бесным и иным многое исцеление. И иные многие дары, 2 слона и арапы."
Полное Собрание Русских Летописей Т.34 Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы М.: Наука, 1978 С.220

Свидетельство Бельского летописца о даре шаха Аббаса I
О ризе господни. Того же году в осень пришли о[т] кызылбаского царя шах Обаса послы к Москве к царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии со многими дарами. Да они же привезли жребие срачицы господа бога и спаса нашего Исуса Христа, как распинали июдеи Христа бога нашего. А досталося да то жребье им тое срачицы в Кизылбаши из Грузинские земли. А даров несли за послы в верх к царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии пятьсот человек. Да те же послы привели в дарех же к государю от кызылбаского же царя шах Обаса великие два слоны и парсы живые, и иные многие великие дары.
Полное Собрание Русских Летописей Т.XXXIV Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы М.: Наука, 1978 С.266-267


Свидетельство Нового летописца о даре шаха Аббаса I
О принесении срачицы Господни в царствующий град Москву и о многоразличнем исцелении к болящим. Писал ко государю царю и великому князю Михаилу Фёдоровичу всея Русии ис Кызылбаш посол государев Василей Коробьин. Как де он был в посольстве у шах и шах де ему говорил: как де он ходил в Грузинскую землю и он де взял в те поры срачицу Господню в ковчеге злате. И будет де то государю годно, и я пошлю к государю. Государь же и святейший патриарх писаша к Василию Коробьину, чтобы мимо всех дел добивался тово сокровища, чтобы прислати к Москве. Того же года приидоша к государю к Москве кызылбашские послы: Русин бек да Мурат бек и принесоша государю от шаха и от себя многия дары и то бесценно сокровище, срачицу Господню, и бысть у государя и у патриарха на посольстве в Грановитой палате и срачицю Господню поднёс к патриарху. Государь же и патриарх повеле тое срачицу Господню поставити на казённом дворе, а сам государь и святейший патриарх нача о том сыскивати и роспрашивати Гречан и иных земель Палестинской страны. И сказа государю и патриарху Вологодцкой архиепископ Нектарей, что де он был в Иерусалиме архидьяконом и приезжал де из Иерусалима в Грузию и был де в соборной церкви. И в той де церкви зделан столп каменной, а кругом де ево многие свечи поставлены. И он де спрашивал, что есть за столп, и ему де сказаху, что в том столпе стоит срачица Господня, а зделана от войны Кызылбашсково. Да келарь Спаса Нового монастыря Сербския земли, а приехал со ерусалимским патриархом Феофаном, Аникей сказа, что де есть в Иерусалиме ведомо, что в Грузех есть срачица Господня. А шла де она в Грузи тем обычаем: как де было Христово распятие, и в те поры был де в воинех при Христове распятии Грузинец; и как де сняли с Христа хитон и метали жребий, и паде жребий на тово Грузина; и он де ея взя и отвезе в Грузинскую землю. Великий государь святейших патриарх Фёдор Никитич Московский всея Русии, слышав от них и повеле Спасскому архимариту Нового монастыря Иосифу и священницам... взяти тое срачицу с Казённово двора и носить по болящим... и повелеша поставити у Благовещения на сенех. И прииде патриарх со всем вселенским собором, и взяша срачицу Господню и несоша в соборную церковь Успения Пречистыя Богородицы и положиша в ковчег злат и постави на гробе Господни и отрезаша у неи две части. Едину убо положиша в ковчег и тое ношаху ис Соборной церкви... а другую в крест. Той же крест бысть у государя в верху... Патриарх же Филарет повеле Крутицкому митрополиту Киприяну сложити стихеры и канун и уставиша празднество, марта в 27 день.
Полное Собрание Русских Летописей Т. XIV. Половина 2-ая. Птг., 1918 С.151-152


Свидетельство архидиакона Павла Аллепского о ризе Господней, как участнице соборного богослужения Великого Пятка с чином омовения святых мощей (в соборах Московского Кремля он продолжался вплоть до революции 1917 года). О богослужении Великой Пятницы см. зде:
Желтов М. С., Ткаченко А. А. Великая Пятница // Православная Энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная Энциклопедия", 2004. Т. VII Варшавская епархия - Веротерпимость. С. 416–430.

Прежде всего они поставили в ряд иконы из противоположной от себя стороны стола, а потом, приняв ковчеги со св.мощами, расставили их кругом на столе, а посредине его - вышеупомянутые блюда. Когда всё это было уставлено, Никон стал кадить кругом святынь. Сняв свою митру, он пошёл, в сопровождении всех священнослужителей, туда, где находится сокровищница собора и чудесный медный купол, где помещается многоценное сокровище.
И в самом деле, что это за сокровище! Это Риза Господня, хитон Господа Христа - да будет прославлено имя Его! - с которым ничто не может сравниться ценой. Все цари земные томятся страстным желанием узреть эту святыню и облобызать её.
Екклесиарх дал знать звонаря, и они ударили во все колокола из уважения и почтения к этой святыне. Патриарх с нашим учителем помолились пред позлащенным ковчегом, после чего Никон окадил и понёс его на голове медленным шагом. Колокола продолжали звонить, церковь колебалась как от этого гула, так и от земных поклонов всех присутствующих, их плача и восклицаний: Господи помилуй. Дойдя до нартекса, Никон снял с головы ковчег (поставил на стол) и вскрыл положенную на него печать царя; отомкнув замок, он вынул оттуда нечто вроде маленькой и тоненькой книжечки, украшенной многоценными каменьями, и положил с большим благоговением и трепетом на среднем аналое, покрытом великолепными покровами. Так как эта книжечка была на самом деле ящичком, то он приоткрыл немного крышку и оттуда показалась подлинная Риза Господня. Он окадил её, помолился и, сняв митру, приложился к ней. То же сделал и наш учитель и я, грешный, убогий, недостойный коснуться её устами своими, ни даже взглянуть на неё издалека своими очами. Риза была из льняной тонкой материи темного цвета, поражала всех своим блеском и святостью, приближавшиеся к ней трепетали от благоговейного уважения и страха. Мы благодарим Бога, - да будет возвеличено имя Его! - Который удостоил нас недостойных, по Своей благости и по богатству Своей милости и щедрот, облобызать и узреть её именно в тот день, в подобный которому Он был распят на кресте и воины разделяли по жребию его ризы. Грузины утверждают, что воины, которым пол жребию достался несшитый хитон Спасителя, были родом грузины. Когда грузины увидели чудеса, происходившие в то время, то они уверовали и принесли его в свою страну, проповедуя с ним (о Спасителе), как поступили волхвы. И хитон хранился до сих пор в их ризницах. Мы поверили им, ибо (в противном случае) царица Елена имела бы больше прав на обладание Ризой Спасителя, также как и другие государи Европы.
(...)
Что касается частиц Животворящего Креста, вставленных в иконы и висячие образки, которые находились на тарелках, то число их было значительно. Погрузив частицы в оба сосуда с водой, патриарх, при помощи губки, бывшей у него в руках, отирал с них пыль и копоть, после чего выжимал губку в эту же воду; особенно старательно он вытирал иконы и висячие образки. Взяв в руки ковчежец в котором находилась Риза Господня, Никон приоткрыл его на половину и погрузил в оба сосуда, после чего отер его губкой, закрыл и положил на прежнее место. Затем, взяв серебряную кружку, патриарх стал мешать воду в обоих сосудах, от верха до низу, полагая, что только чрез это благодать сообщится всей воде.
(...) Затем Никон обнажил голову, также как и наш учитель и прочие архиереи и архимандриты; окадив ковчег с Ризой Спасителя, он понес его на голове, при чем дан был знак звонарям, которые звонили во все колокола, пока Никон, идя медленным шагом, не донес Ризы до её прежнего места, при пении Святый Боже. Здесь он запечатал внутренний ковчег и, положив его в другой вызолоченный, запер на замок, запечатал снаружи и поставил его. Он окадил ковчег и помолился на него вместе с нашим владыкой патриархом, затем они вошли, взяли поставленный здесь покрытый стол, предварительно окадив его. На этом столе постоянно находится упомянутый ковчег, пред которым горят лампады и который уподобляется Гробу Господню в настоящем храме Воскресения.

Путешествiе Антiохiйскаго патрiарха Макарiя въ Россiю в половине XVII века, описанное его сыномъ, архидiаконом Павломъ Аллепскимъ / Перевод с арабскаго Г.Муркоса (По рукописи Московскаго Главнаго Архива Министерства Иностранныхъ Делъ). Издание Императорскаго Общества Исторiи и Древностей Россiйскихъ при Московскомъ Университете. Вып.III М.: Университетская типография, 1898 с.49

 

 


Растленье душ и пустота, 
Что гложет ум и в сердце ноет... 
Кто их излечит, кто прикроет? -
Ты, риза чистая Христа...

Ф. И. Тютчев 1857г.

2003 Создано по благословению протоиерея Алексия Павлова